Logo nota and union company
Logo vedomosti
Специальный проект

Новые тренды рекрутмента

Трансформация российской экономики определяет новые требования к управлению человеческим капиталом компании. Разбираемся, какие тренды влияют на развитие цифрового рекрутмента и к чему готовиться бизнесу.

Широкое использование ИИ в рекрутменте

Дефицит рабочей силы заставляет бизнес повышать эффективность рекрутмента любыми способами. Одним из главных таких способов сегодня становится внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в цифровые HR-системы. Он позволяет автоматизировать поиск, отбор и найм сотрудников и достигать результата минимальным количеством ресурсов. ИИ-автоматизация позволяет добиться не только количественных, но и качественных результатов, в частности, устранить риск ошибок из-за предвзятости при оценке кандидатов.

Главная боль бизнеса сейчас и на годы вперед ‒ недостаток кандидатов, вызванный демографической ямой и рядом других причин. В этих условиях автоматизация поиска и найма ‒ практически единственный способ сохранить достаточную эффективность рекрутмента без значительного роста расходов.

ИИ не способен полностью заменить HR-специалиста, это мнение разделяют 85% работодателей. Однако ИИ-решения способны помочь специалистам и повысить эффективность их работы на таких этапах найма:

  • 01Отбор перспективных кандидатов на основе предиктивной аналитики

    ИИ анализирует данные о прошлых успешных и неудачных наймах на похожие позиции по нескольким десяткам критериев. На основе изученных данных ИИ оценивает вероятность успешного найма и адаптации для текущего кандидата, а также предсказывает риск его увольнения.

  • 02Анализ профилей кандидатов на основе аккаунтов в соцсетях

    ИИ ищет и анализирует открытые профили кандидата в соцсетях и на сайтах. Это дает более полную информацию о кандидате: его интересах, социальной активности, профессиональных навыках и даже совместимости с корпоративной культурой.

  • 03Первый контакт и обсуждение типовых вопросов с помощью чат-ботов

    Первичное взаимодействие с кандидатами можно поручить чат-ботам. ИИ сэкономит рекрутеру время на таких рутинных задачах, как связаться с кандидатом, представиться, рассказать о компании, ответить на типовые вопросы, собрать предварительную информацию и договориться о встрече.

  • 04Видеоинтервью и оценка эмоционального интеллекта

    На видеоинтервью ИИ-инструменты помогут проанализировать не только ответы кандидата, но и невербальные сигналы (мимику, жесты, тон голоса). Это даст рекрутеру информацию об эмоциональном интеллекте соискателя: она критична для некоторых вакансий.

  • 05Геймифицированная оценка навыков и способностей кандидата

    Сочетание игровых методик и оценки их с помощью ИИ помогает получить представление об уровне креативности соискателя, умении разрешать проблемы и о навыках работы в команде.

Совместная борьба за таланты

На современном рынке труда недостаточно быстро найти и правильно оценить перспективного кандидата, его нужно еще и убедить присоединиться к компании. По данным Ancor и ВЦИОМ, соискателям важнее всего доход и стабильность компании. А согласно исследованию «Авито Работы», 73% кандидатов принимают решение о трудоустройстве, основываясь на репутации работодателя.

Рекрутер не может прямо влиять на такие факторы, как стабильность компании и уровень зарплат. Однако можно бороться за таланты, работая над отдельными аспектами привлекательности и репутации компании. Для этого нужно объединить усилия нескольких функций: рекрутмента, HR, PR, маркетинга и др. Вот некоторые направления внутри этого тренда на объединение усилий.

соискателям важнее всего доход и стабильность компаниисоискателям важнее всего доход и стабильность компании

HR-бренд: совместная работа над привлекательностью компании. На конкурентном рынке труда у кандидата широкий выбор, и он выберет ту компанию, в которой ему будет интересно работать, чьи ценности он разделяет и которая обладает сильным HR-брендом. Другими словами, эффективность найма зависит от привлекательности HR-бренда.

Чтобы построить и сохранять HR-бренд, требуется выделить ключевые ценности и преимущества компании, рассказать о них рынку и поддерживать их внутри компании. Поэтому в ближайшее время HR-бренд как часть рекрутмента станет кросс-функциональной задачей, которая объединит усилия рекрутеров с PR и маркетингом. Важно учитывать, что с развитием цифровизации растет прозрачность внутренних процессов, а это повышает риски для HR-бренда ‒ это также требует объединения усилий HR и PR.

Самая сложная задача для HR сегодня ‒ удержать ценного специалиста в компании и сохранить его лояльность и мотивацию профессионально развиваться. Соискатели выбирают работодателей, которые удовлетворят не только их карьерные запросы, но и предоставят комфортные условия труда. Сотрудникам важно видеть свой вклад в развитие бизнеса. Поэтому мы внедряем программы наставничества, ротацию, карьерные треки, образовательные программы, поддерживаем профессиональные сообщества внутри компании, развиваем программу благополучия. Залог успешных и долгосрочных отношений с сотрудниками ‒ индивидуальный подход и забота о них.

Совместная работа над ускорением найма и One Day Offer («предложение о найме за один день», англ.). Подход One day offer, в отличие от традиционного длительного процесса оценки и приема сотрудника, подразумевает, что кандидат пройдет все этапы процесса найма и узнает итоговое решение за один день. Чаще всего ODO используется в массовом наборе, но полезен и для найма востребованных специалистов, «заваленных» офферами и не готовых долго дожидаться решения.

Подход ODO требует быстрых и скоординированных совместных действий рекрутеров и нанимающих менеджеров. Не менее важно быстро оформить нужные документы, а для этого нужно интегрировать функции управления кандидатами и кадрового документооборота. Это реализуется в современных HR-системах, в том числе в системе НОТА ЮНИОН.

До сих пор ODO использовали чаще всего в бигтехе: в таких компаниях, как «Яндекс» или «Тинькофф». Постепенно он будет становиться общей практикой: всем компаниям важно не упустить подходящего специалиста, а соискателю ‒ не терять время в ожидании ответа. Подход применим почти для всех востребованных специалистов: разработчиков, маркетологов, менеджеров, аналитиков и даже юристов. Например, джуниоров несложно оценить в рамках ODO, а дефицитные мидл-специалисты в принципе не готовы долго ждать оффера.

Помимо One day offer появляются похожие инструменты: Weekend offer («предложение за выходные», англ.) или One night offer («предложение за ночь», англ.). В этих случаях работодатель принимает обязательство сообщить соискателю о финальном решении в понедельник или на следующее утро соответственно.

Совместное выстраивание системы найма с приоритетом потенциала над опытом соискателей. Поскольку опытных сотрудников не хватает, рекрутерам придется обратить внимание на неопытных соискателей с высоким потенциалом. Это могут быть и недавние выпускники вузов и профильных курсов, и те самые «скрытые ресурсы».

Однако таких сотрудников необходимо будет впоследствии растить внутри компании, иначе их бизнес-ценность окажется сомнительной. Поэтому рекрутмент высокопотенциальных соискателей должен опираться на систему адаптации, целеполагания, оценки, обучения и развития, то есть фактически на интегрированную систему управления талантами.

Современные HR-платформы учитывают это и отражают в своей архитектуре, обеспечивая интеграцию всех модулей и компонентов. По оценкам Bersin, в долгосрочной перспективе такой подход обеспечивает компаниям прирост производительности на 26%.