Решение проблемы кадрового голода, импортозамещение и повышение доступности цифровых HR-систем для российских заказчиков.
За последние два года бизнес в России столкнулся с серьезными вызовами в области управления человеческим капиталом: растущий недостаток специалистов, недоступность привычных HR-систем, угрозы безопасности и др. Рынок HR-tech (цифровых решений в сфере HR) меняется, чтобы предоставить ответ на эти вызовы.
Вырос российский рынок HR‑tech в первом полугодии 23 года.
Российский рынок HR-tech растет на протяжении десяти лет. При этом в 2021 рынок вырос почти вдвое после пандемии COVID, в 2022 — на 21%, в первом полугодии 2023 — на 35% к аналогичному периоду 2022-го, а в следующем квартале тренд продолжился.
Сейчас и в ближайшем будущем ключевые изменения на рынке цифровых HR-решений будут определяться прежде всего главной болью бизнеса — кадровым голодом.
По данным SmartRanking, сервисы найма составляют самый большой сегмент рынка HR-tech и продолжают расти. В обозримом будущем в условиях острой конкуренции за сотрудников он сохранит свою значимость. Однако по темпам роста вперед может выйти сегмент решений для удержания сотрудников в компании, считает Максим Корниенко, директор по развитию бизнеса НОТА ЮНИОН.
«В среднем замена квалифицированного специалиста, от поиска до адаптации, на нынешнем „рынке кандидата“ занимает восемь месяцев, ‒ говорит он. ‒ Сейчас стало еще выгоднее, чем раньше, не нанимать, а сохранять персонал». Помочь в этом могут, например, решения для комфортного онбординга и адаптации, геймифицированного обучения в удобное время, персонализированных рекомендаций по развитию карьеры в компании.
Пионерами на рынке HR-tech обычно становятся компании с массовым наймом ‒ ритейлеры, производства. Из-за высокой текучести им жизненно необходимы средства для быстрого подбора, найма, обучения и удержания сотрудников. Поэтому они раньше других пробуют и адаптируют для себя появляющиеся цифровые решения. А когда пионеры достигают хороших результатов, новыми решениями начинают интересоваться и в других сегментах рынка.
Чтобы обеспечить позитивный опыт у соискателей и сотрудников, лидеры в HR Tech прибегают к технологичным решениям. Среди последних трендов ‒ максимальная автоматизация рутинных задач как в документообороте, так и в коммуникации, обучение и адаптация сотрудников с применением AR- и VR-технологий, поддержка благополучия сотрудников с помощью IoT.
В условиях кадрового голода в фокусе компании ‒ удержание сотрудников. Обеспечивая их благополучие, поддерживая их в стремлении стать лучше, HR помогает построить лояльность сотрудника к бренду. Безусловно, главный тренд ‒ применение искусственного интеллекта, и работать он будет на пользу не только работодателя, но и сотрудника. Например, с помощью ИИ можно построить систему рекомендаций льгот, исходя из интересов и потребностей конкретного работника.
Дальше всего по пути импортозамещения прошли госсектор и госкорпорации. Они одними из первых перешли на отечественные решения в силу требований безопасности.
«Почти для всех решений, ранее представленных западными вендорами, уже можно найти российский аналог», ‒ считает Корниенко. Однако в некоторых сегментах процесс замещения проходит особенно сложно. В частности, это касается решений на основе предиктивной аналитики: российским разработчикам доступно значительно меньше обученных моделей и массивов информации, чем их западным коллегам.
Другой «сложный» сегмент ‒ автоматизация всех HR-процессов через единую платформу: если экосистема условного SAP формировалась десятилетиями, в том числе через скупку и интеграцию нишевых компаний, то российские вендоры только в начале самостоятельного пути.
При этом российский HR-tech не будет копией западного. Например, важное место в иностранных цифровых HR-системах занимает поддержка diversity (в пер. с англ. «разнообразие»). На российском рынке, по мнению эксперта, соответствующего запроса нет, а место этого компонента займут более востребованные в России решения.
Отечественному HR-tech потребуется пять-шесть лет, чтобы предоставить клиентам цифровые решения во всех нужных сегментах.
Другое положительное изменение, вызванное заменой зарубежных вендоров отечественными, ‒ повышение доступности HR-решений для российских заказчиков. Многим крупным, а тем более средним и мелким российским компаниям, были не по карману цены глобальных вендоров (SAP, Oracle и др.). Занимающие их место локальные вендоры демонстрируют ценовую гибкость. Многие готовы продавать отдельные модули вместо полного доступа к платформе, пересмотреть цены под объемы конкретного заказчика или предложить облегченные и удешевленные коробочные решения клиентам, которым не важны кастомизация и сложные интеграции.
Но вопрос не только в ценах. Например, раньше решения иностранных вендоров были недоступны государственным организациям и госкорпорациям по соображениям безопасности. Но развитие российских вендоров в 2022‒2023 гг. наконец-то открывает им полноценный доступ к рынку современных цифровых HR-инструментов.
На российском рынке цифровых HR-решений растет спрос на комплексную автоматизацию. Сейчас для цифровизации ключевых HR-функций бизнесу нужно собрать пул из десятков решений разных поставщиков: по данным Ancor, компании используют до 80 разных HR-продуктов одновременно.
Для заказчика такая разнородность невыгодна. Чем больше вендоров, тем выше общие расходы на покупку и поддержку решений, тем сложнее наладить бесшовное взаимодействие между различными HR-системами. Растут и риски: если один из поставщиков уйдет с рынка, его систему придется замещать и снова интегрировать с «соседями».
В ответ на запрос рынка российские разработчики объединяют HR-продукты и формируют собственные экосистемы. Платформы, которая закрывала бы абсолютно все HR-задачи, еще нет, но ряд вендоров — НОТА, Сбер, VK — достаточно далеко продвинулись в этом направлении, считает Максим Корниенко.
При этом на рынке сохранятся нишевые решения, например специализированные системы мотивации или геймификации, решение для обучения в VR. У них свои преимущества по сравнению с мультифункциональными платформами: более низкая цена и максимально точное соответствие потребностям своей узкой целевой аудитории. Однако нишевые продукты могут быть связаны с экосистемными.
Эксперты компании НОТА (Холдинг Т1) отмечают, что при сохранении спроса на облачные HR-платформы, обладающие сертификатами безопасностями, растет количество запросов на HR-решения on-premise (т.е. установленные на собственных серверах компании).
Корниенко считает, что этот тренд сохранится надолго. Во-первых, решения on-premise легче обезопасить, что важно в контексте повышения частоты кибератак на российские компании. Во-вторых, для бизнеса, недавно пережившего опыт резкого ухода западных вендоров, внутреннее размещение решений кажется более надежным.
По итогам 2023 г. объем рынка HR-tech составит, по разным оценкам, от 32 до 60 млрд руб., а в обозримом будущем 70% компаний сохранят или увеличат вложения в цифровые HR-решения.
Например, если компания не использует ИИ-решение для оценки множества резюме в рамках массового подбора, ей придется тратиться на работу многочисленных рекрутеров. А если вышедшие на рынок труда «зумеры» не получат привычный digital-опыт на всех этапах взаимодействия, от подбора до адаптации и оценки, ‒ есть риск, что на конкурентном рынке кандидата они выберут другую компанию. Поэтому тренд, который наблюдается все последние годы, сохранится: HR-tech продолжит расти, предоставляя бизнесу цифровые инструменты для решения ключевых кадровых задач.
компаний сохранят или увеличат вложения в цифровые HR-решения